Почему дети так любят компьютерные игры?

Игры любят все. Только игрушки при этом разные: кто-то играет в куклы, кто-то в карты, кто-то следит за курсом ценных бумаг и спортивными ставками, а есть люди, которых притягивает яркий мир из цветных пикселей по ту сторону монитора. Современные технологии все больше приближают его приятные стороны к реальности, ретушируя при этом неизбежные вне игрового мира трудности и неприятности. Легче всего поддаются магии виртуальности те, чьи механизмы адаптации не вполне совершенны − дети. Если ваш сынишка относится к ярым любителям компьютерных развлечений, тогда вам пригодится ссылка на хороший игровой сайт http://myigry.ru/dlya-malchikov/.

Почему для детей так привлекательна виртуальная реальность?

Причин тому может быть несколько, и, как правило, присутствует вся совокупность:

• компьютерные игры дают возможность пережить весь доступный человеку спектр эмоций – скука уходит на второй план;
• малая степень реализации вне игровых пространств с успехом подменяется выдуманным миром: каждый может почувствовать себя Наполеоном, отыграться за неудачи, выплеснуть злость без последствий для себя;
• всегда можно «стереть» неудачный опыт, сменить персонажа, начать снова, или с того места, где удача была ближе всего – поражения перестают существовать;
• абсолютно нивелируется груз ответственности и связанных с ней переживаний – реальные проблемы, которые знакомы каждому, теряют свою значимость и остроту.

Все это легко трансформируется в пугающую многих родителей таинственную «компьютерную зависимость».



Как выглядит компьютерная зависимость?

О полноценной компьютерной, или, правильнее, игровой зависимости можно говорить в том случае, если есть хотя бы несколько следующих факторов риска:

• ребенок подросткового возраста или приближается к нему;
• у него нет или совсем мало друзей;
• если друзья есть, но их единственным увлечением являются компьютерные игры, все остальное воспринимается ими равнодушно или агрессивно;
• в семье серьезные проблемы во взаимоотношениях, родители постоянно заняты или их нет дома, доверительного общения мало, ребенка только контролируют, но не интересуются его внутренним миром;
• еда, сон, общение без помощи компьютера резко отошли на второй план, из ребенка «слова не вытянешь»;
• резко снижается успеваемость, появилось много прогулов, жалобы на постоянную головную боль или боль в животе, спортивные секции и хобби забрасываются;
• у ребенка и ранее возникали проблемы с социальным окружением: ему сложно налаживать отношения в классе и в семье, его постоянно сопровождают конфликты;
• без компьютера наступает апатичное, тоскливое, агрессивное состояние: ребенок не может себя ничем занять;
• ребенок тревожен, любая проблема вызывает в нем чуть ли не панику;
• человек не в состоянии контролировать время, проведенное за компьютером: только очень сильная физиологическая потребность способна его отвлечь, но досада при этом несоразмерно велика.

Можно заметить, что «монстр игровой зависимости» не появляется внезапно, а формируется по тому же принципу, что и любая зависимость: исподволь, но быстро, так что без внимания к проблемам детей его сложно отследить на начальной стадии.

Как предупредить игровую зависимость?

Стоит подчеркнуть, что увлечение компьютерными играми редко формируется там, где ему попросту нет места. Если жизнь и без того увлекательная и насыщенная, дома готовы выслушать и поддержать, а с друзьями можно поделиться эмоциями и сходить на соревнования или на концерт, ребенку просто нет нужды погружаться в мир рисованных человечков. Он найдет способ «сбрасывать пар» в спортивных состязаниях, а не «стрелялках», будет побеждать на конкурсах, а не в игровых турнирах.

Что делать с уже сформировавшейся игровой зависимостью?

Худшее, что можно сделать – строгие и категоричные запреты. Как и любая зависимость, компьютерная так же трудно осознается самим ребенком, даже если он «почти взрослый» − соответственно, лишая его удовольствия, родители увеличивают фрустрацию и превращаются во врагов. А с врагами, по мнению «страдальца», уже можно разворачивать «партизанскую войну», любыми способами получая доступ к манящему виртуальному миру. Кстати, широко распространенный миф о повышении уровня агрессии среди любителей «агрессивных» компьютерных игр объясняется немного иначе: не сами игры генерируют насилие в мозгу детей, а дети получают возможность выплеснуть тщательно подавляемую скрытую агрессию, которая до того не была очевидна. Правда, в дальнейшем, агрессия вызывается и отлучением от компьютера, и причина уравнивается со следствием.

В случае, если родители спохватились на ранних этапах формирования зависимости, есть некоторые шансы уменьшить ее негативный эффект. Придется перестроить всю систему взаимоотношений, честно признаться себе, где потребности ребенка во внимании, признании ценности или общении без оттенка оценивания были ущемлены. Вникнуть и попытаться понять гораздо сложнее, чем, махнув рукой, горько сетовать на «потерянное поколение. Однако, такой подход окупается сторицей.

Если зависимость зашла далеко, самостоятельно с ней справиться практически невозможно: имеет смысл обратиться к высококвалифицированным специалистам с хорошим опытом и наработками в области преодоления игровой зависимости. Это может быть опытный семейный психолог или психотерапевт, чей профиль деятельности соответствует проблеме.

Самое главное, что стоит знать о компьютерной зависимости: она не формируется там, где ей не оставили места доброта, понимание, внимание и умение слышать.

Просмотры: 1992 / 1625